14.04.2016

Старая Москва на картинах художников. Часть третья

Единственный способ взглянуть на старую Москвы до периода появления фотографии — это рассмотреть картины художников-рекоснтрукторов. В этой серии материалов мы сравнивим облик Москвы XVIII-XIX веков с тем, как она выглядит сейчас

Вставить виджет на свой сайт

Старая Москва
Старая Москва на картинах художников
Район:
Центральный
Тип:
Жилые объекты, здания
Категории:
Время

На картине Алексеева 1800-х годов изображена уже исчезнувшая церковь Никола Большой крест на Ильинке. Храм был возведен в 1680-х годах и отличался пышной каменной «резью» только входившего в моду барокко. Появление этой церкви оказало большое влияние на формирование подобного стиля в московской архитектуре. К сожалению, с приходом советской власти в 1933-м году ее снесли, также как и множество других храмов. Этому событию москвовед и очевидец сноса храма Ю. К. Ефремов даже посветил свое стихотворение «На смерть». За несколько веков исчезла не только церковь Никола Большой крест, но и вся застройка того времени, которую успел запечатлеть Алексеев.

Вставить виджет на свой сайт

Москва
Старая Москва на картинах

Интересна и картина одного из известнейших русских художников-передвижников Владимира Маковского, изображающая ночлежный дом в Москве и ожидающих у его стен бездомных. Эти заведения по сути были приютами, предоставляющими койку на ночь для нуждающихся людей, а в некоторых случаях даже пропитание и посильную материальную помощь. Здесь же происходил и найм чернорабочих. Первые ночлежки начали возникать в России в 1860-1870-е годы. Это происходило из-за стремительного переселения обедневшего крестьянства в большие города ради заработков. Так их описывал русский писатель Владимир Гиляровский: «Двух- и трёхэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам». На картине изображен участок Трехсвятительского переулка около дома № 6. Сейчас здесь все совсем иначе. Изменилась застройка, исчезли красивые газовые фонари, а вместо ночлежников теперь запаркованные по обе стороны переулка автомобили.

Вставить виджет на свой сайт

Трехсвятительский переулок
Трехсвятительский переулок на картинах художников

А вот вид на усадьбу Останкино 1833-го года. Автор этой картины — Николай Подключников. На ней видна еще неотреставрированная церковь Троицы Живоначальной в Останкино, являющаяся одним из лучших примеров стиля «русского узорочья», и останкинский пруд, который также называют Дворцовым. Это название пошло по расположенному позади него Останкинскому дворцу, главному дому усадьбы Останкино графов Шереметевых. Тогда в этих местах был театр, в котором давали представления. Раньше здесь устраивались разного рода гуляния и проводила свое время знать. В те времена рядом с прудом находился театр, в котором давали представления крепостные. Случалось, что крепостные актрисы кончали с собой, топясь именно в этом пруду. Сейчас утопиться здесь довольно сложно: тут довольно мелко, да и купаться запрещено, так как пруд имеет исключительно техническое назначение. Тем не менее, и сейчас этот Останкинский пруд остается довольно популярным местом отдыха для местных жителей.

Вставить виджет на свой сайт

Останкино
Останкино на картинах художников

Другое популярное место для отдыха, а именно усадьбу Царицыно, можно наблюдать на картине известного живописца Владимира Аммона. Здесь по приказу императрицы Екатерины II в 1776-м году был заложен дворцово-парковый ансамбль. На картине он уже спустя 59 лет после открытия, в 1835 году. В то время Николай II планировал приспособить запустевший дворец под казармы или военное училище. Тогда, по мнению властей, это была единственная возможность использовать царицынские постройки в практических целях и тем самым спасти их от разрушения, которые началось еще в 1800-х, после смерти Екатерины Великой.

Вставить виджет на свой сайт

Усадьба Царицино
Царицино на картине 1835 год

Запустение и разрушение хорошо видно на картине Федора Алексеева, написанной в как раз в тот период. Тут не проводилось никаких работ, а лишённый должного ухода кантемировский «геометрический сад» начал засыхать. Часть построек стала разрушаться и зарастать зеленью. Все это чем-то напоминало классические руины и тем самым еще больше привлекало художников, стремившихся запечатлеть разрушение прекрасного парка. Тем не менее, Царицино пусть и не без потерь, но выжило и получило статус охраняемого объекта культурного наследия. Несмотря на него, в 2007-м году в парке провели полномасштабную реконструкцию, которую замаскировали под обычное благоустройство. В ходе нее была уничтожена уникальная природа парка, заменена земля, вырублены тысячи здоровых деревьев и кустарников. Парку был нанесен ущерб, который в правительстве посчитали пустяковым, а вырубленные деревья назвали «допустимыми потерями».

Вставить виджет на свой сайт

Царицино
Царицино на картинах художников

Подведём итог

Стало лучше
Стало хуже

Следующий материал 14.04.2016

Здание Росавтодора

comments powered by HyperComments