05.04.2016

Старая Москва на картинах художников. Часть первая

Единственный способ заглянуть в прошлое Москвы до периода появления фотографии — это посмотреть картины художников, мастеров исторической реконструкции. В этом материале мы сравним облик старинной Москвы с тем, как она выглядит сейчас.

Вставить виджет на свой сайт

Храм Василия Блаженного на Красной площади
Как рисовали храм Василия Блаженного
Район:
Центральный
Тип:
Улицы, площади, проспекты

На картине 1925-го года известный русский художник Аполлинарий Васнецов, брат Виктора Васнецова, изобразил всем знакомую нам Красную площадь времен второй половины XVII века. В то время она только начала обретать свои окончательные черты, но уже была сосредоточием общественной и торговой жизни, как города, так и всей страны. На картине видно, что тогда башни Кремля уже получили свои шатровые навершия. Слева от них возвышается Покровский Собор, он же Храм Василия Блаженного. На самой площади кипит жизнь, повсюду шум и суета. Стоя на подъеме, дьяк зачитывает столпившимся людям указ, пока рядом в повозке из Кремля выезжает какое-то знатное лицо. Повсюду возятся торговцы, между лавками которых маршируют воины. Сам Васнецов описывал жизнь центра Москвы того времени так: «Неудивительно, что Кремль во все времена был центром города. Москва жила им. На Красной площади с утра до вечера толпился праздный и деловой народ, узнавая новости и слушая бирючей, возвещавших царские указы. Отсюда вести разносились по всему городу — то о войне, то о казнях и новых налогах и поборах. Отсюда же, вероятно, волны народной жизни, взбудораженные кознями бояр и насилиями тиранов, ударялись о кремлевские твердыни, порождая смуты, бунты и крамолу. Красная площадь для Москвы была и Великий торг, и то же, что Форум для старого Рима...»

Вставить виджет на свой сайт

Вид на Красную площадь сегодня
Вид на Красную площадь на картинах художников

На более ранней картине (1902-й год) Аполлинарий Васнецов изобразил Москву при Иване Грозном. Красная площадь 1550-ых годов: Храм Василия Блаженного еще в процессе строительства, а стены Кремля побелены, что является довольно спорной гипотезой для этого времени. Вдоль кремля стоят избы, а по площади снуют торговцы и всадники. Справа, как и на предыдущей картине, видна стрелковая башня, которая до нашего времени не сохранилась. По сравнению с прошлым, современная Красная площадь выглядит пустой. Кремль уже красный, да и выглядит совсем иначе, а единственным строением перед его стенами является Мавзолей.

Вставить виджет на свой сайт

Современная Красная площадь
Как рисовали Красную площадь художники

На картине другого великого художника-реконструктора, которого современники называли «русским Каналетто», Федора Яковлевича Алексеева, изображена совсем другая, более поздняя Красная площадь. Художник изобразил ее абсолютно пустынной. Мы видим центр Москвы как будто с высоты трехэтажного здания. Из-за Покровского собора уже выглядывает плотная застройка города, которая простирается до горизонта, а центром картины является Лобное место, с которого в старину объявлялись народу важнейшие указы государей, и на котором совершались наказания и казни. Кремль уже обрел современные очертания, особенно это видно по Спасской башне, но площадь все еще заставлена различными постройками, в основном торговыми.

Вставить виджет на свой сайт

Современный вид Красной площади
Как рисовали Красную площадь

На картине Карла Ивановича Рабуса 1830-х годов изображен Храм Василия Блаженного со стороны пересечения Варварки и Васильевского спуска. Как раньше, так и сейчас, это, возможно, самый известный храм в России. По легенде, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Якобы на вопрос царя, сможет ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или даже лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!», чем разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих зодчих, возводивших храм, глаз. На картине от храма спускается крестный ход, которому кланяются проходящие мимо люди. Удивительно, но с этого угла, кажется, будто практически ничего не изменилось, кроме отдельных деталей. На месте улицы, на которой сидел художник, сейчас стройка в Зарядье, а на месте дома с колоннами с правого края картины — Средние торговые ряды

Вставить виджет на свой сайт

Храм Василия Блаженного сегодня
Храм Василия Блаженного на картинах художников

А вот в сравнении с изображенным на картине Федора Алексеева «Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы» изменилось очень многое. Сейчас это место с плотной жилой застройкой по сути превратилось в съезд с моста к набережной. Теперь все пространство здесь отдано автомобилям. Что интересно, реальная "точка рисовки" картины находится где-то внутри рампы моста.

Вставить виджет на свой сайт

Вид на храм Василия Блаженного сегодня
Вид на храм Василия Блаженного на картинах художников

На еще одной картине Аполлинария Васнецова «Книжные лавки на Спасском мосту, XVII век» можно увидеть уже не существующий Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади. Этот ров стал не только последним пристанищем для противников, атаковавших в разное время Кремль, но и местом жительства экзотических животных. Он обладал системой шлюзов, и отдельные его участки можно было осушать. Во времена правления Ивана Грозного был осушен участок у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь содержались львы, которых прислали из Англии, из-за чего Воскресенские ворота часто называли Львиными. В XVII веке, ровно в то время, которое и отображает картина, во рву поселили слона. Он был подарком персидского шаха Аббаса II царю Алексею Михайловичу. К сожалению, слон быстро стал страдать желудочными расстройствами и с наступлением морозов умер. После войны 1812 года торговые лавки вдоль рва были снесены, а сам ров засыпан.

Вставить виджет на свой сайт

Красная площадь сегодня
Красная площадь  на картинах художников

Подведём итог

Стало лучше
Стало хуже

Предыдущий материал 06.04.2016

Дом Жукова. Тверская, 9

Следующий материал 05.04.2016

Станция метро «Красногвардейская»

comments powered by HyperComments