20.06.2016

Китай-город на картинах художников

Китай-город — это, пожалуй, одно из самых интересных исторических мест Москвы как для москвичей, так и для гостей столицы. Несмотря на разрушения XIX - XX веков, здесь до сих пор сохранились участки древней Китайгородской крепостной стены, которая была построена еще в 1535-1538 годах. К сожалению, в те времена еще не было фотографии, а значит, единственное, что может помочь нам сравнить прошлое этого исторического района с настоящим, это картины художников того времени, либо художников-рекострукторов.

Вставить виджет на свой сайт

Район:
Центральный
Тип:
Улицы, площади, проспекты
Категории:
Время

К сожалению, не все из этих художников обрели известность, и не все их картины дошли до нашего времени с подписью автора. Имена многих из них так и останутся для нас неведомыми. Такова ситуация и с этой акварелью, отображающей, как выглядели Варварские ворота Китай-города в XVIII веке. Автор этой картины неизвестен. Тем не менее отчетливо видно, как сильно изменилось это место. Здесь до сих пор сохранились достаточно большой участок Китайгородской стены и фундамент одной из ее башен. Северную часть стены восстановили в начале 1970-х годов, а позднее, в 1980-1990-х, спасли и юго-восточный участок. Сейчас тут идет реконструкция. Справа видна церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот, которая сохранилась здесь еще со времен написания картины. Она была построена в 1741 году на месте старой каменной церкви. В советское время ее закрыли, а верхний ярус колокольни и завершение четверика храма разрушили. С момента закрытия она успела побывать и детским садом, и жилым домом, и одним из учреждений ЖКХ, и даже складом ЦК КПСС. К счастью, в 1991 году храм все же вернули православной церкви, а позже началась его реставрация, которая сейчас находится на стадии завершения. Этому храму повезло куда больше, чем остальным. На других фото у Китайгородских ворот церквей не сохранилось.

Вставить виджет на свой сайт

На картине 1850-1859 годов Сократа Максимовича Воробьева видны те же Варварские ворота с другого угла. Сейчас от этой величественной башни сохранился только фундамент, фрагмент которого можно увидеть при спуске в подземный переход. Слева вид старой Москвы закрыл массивный дом с аркой. Это Дом металлургов, его построили в 1912-1913 по проекту архитектора Ивана Кузнецова. Раньше в нем находился торгово-деловой центр, а в советское время в здании располагался Минчермет СССР и его главки. Интересно то, что это здание в свое время застало башню. Можно представить, какая контрастная эта была композиция.

Вставить виджет на свой сайт

На картине 1850-1861 другого художника, Петра Моисеева, видны полностью утраченные Ильинские ворота и купола церкви Никола «Большой крест». Изначально эти ворота назывались Троицкими по Троицкой улице, названной, в свою очередь, по церкви Троицы на Старых Полях. При царе Алексее Михайловиче в 1680-м году были надстроены башня с шатром, и тогда же ворота переименовали в Ильинские по улице Ильинке. После революции, в 1927-м, Ильинские ворота были разобраны как «пережиток царского прошлого». Еще раньше, в 1911-м за стеной вместо малоэтажного здания отстроили комплекс доходных зданий конторского и торгово-складского назначения для Северного Страхового общества в стиле неоклассицизма с куполом-ротондой и башней с часами-курантами. Сейчас его занимает администрация президента.


Вставить виджет на свой сайт

Заходим внутрь. На сравнении с картиной Федора Дица 1813-1870-х годов тоже видно, что церкви Николы «Большой Крест» на Ильинке не стало. По фото видно, что раньше все здания вокруг строили с учетом соседства с храмом, поэтому они сейчас изящно огибают сквер, где он раньше стоял. Несмотря на то, что еще в 1928 он был капитально отреставрирован, уже в 1934 его вместе с колокольней разрушили. Причиной этому во многом послужил отказ прихода от лояльности советской власти. На службах этой церкви прекратили поминать советское правительство и лояльного ему митрополита Сергия. Приход храма стал центром московского сообщества «непоминающих» и активно поддерживал контакт с другими общинами, которые не признавали митрополита Сергия главой Церкви. В 1931 году храм закрыли. Община же продолжила проводить литургии в маленьких домашних церквях, но уже в 1932 году большинство подпольщиков вместе с настоятелем были репрессированы.

Вставить виджет на свой сайт

На картине 1800-1810-х годов авторства Федора Алексеева изображены Проломные, они же Ново-Никольские, ворота. К Проломным воротам ведет мост через ров с водой. Раньше этот ров был сухим. Прокопать его пытались еще в далеком XIV веке. В летописях 1394 года писали «В тот же год замыслили на Москве ров копать с Кучкова поля в Москву-реку. И много было людям убытка, хоромы разломали, и много трудились, нисколько не преуспели». Ров обновили только при Петре I, когда царевич Алексей готовил Москву к возможному нападению Карла XII. Сейчас всего этого не осталось: стена с башнями разобраны, а на их месте совсем другая застройка.

Вставить виджет на свой сайт

В 1840-1849-х годах Луи Пьер-Альфонс Бишебуа изобразил ту Лубянку, которую мы потеряли. Застройка тут изменилась кардинально. Не стало Владимирских ворот, открывавших проход и проезд с Никольской улицы на старую Лубянскую площадь. Они были построены в 1534-1538-х годах и представляли собой неприступное оборонительное сооружение, позволяющее вести «тройной» бой: с нижней части, с парапета стен и с башни. На картине также видна главка изящной церкви Владимирской Божией Матери, выполненной в стиле московского барокко. В 1932 году ее отдали под клуб милиции, а потом снесли. В 1934 году разобрали и Владимирские ворота. Такая же судьба постигла и часовню Святого Пантелеймона, располагавшуюся чуть правее от этого места. В свое время она была высотной доминантой этого района, которая отмечала выход Никольской к Лубянской площади и перекликалась с целой системой вертикалей Китай-города. В 1934 году ее тоже снесли. Сейчас на ее месте находится торговый центр «Наутилус».

Вставить виджет на свой сайт

По картине Федора Алексеева 1811-го года можно оценить не только как изменилась застройка у Воскресенких ворот, но и как изменились сами москвичи. Вместо карет, повозок, всадников на лошадях и собак, пересекающих Неглинный мост, тут теперь площадь с ярмаркой, где могут гулять только пешеходы. По-другому выглядит и застройка. В том же виде сохранились только сами Воскресенские ворота, даже Кремль смотрится совсем иначе. Однако и ворота эти уже не те, что на картине. В XX веке их успели сначала снести ради создания проезда для автомобилей, а после заново воссоздать на том же месте. Неглинного моста не стало, как и речки Неглинной, в честь которой он был назван. Ее заключили в подземный коллектор, из которого она еще не раз вырывалась во время наводнений, пока его не расширили. Еще одно важное изменение: в центре кадра появился Государственный исторический музей, закрывающий собой Красную площадь. Его возвели в 1872-м году. Только одно с тех пор действительно осталось также, как и было: как и раньше, тут повсюду кипит жизнь.

Вставить виджет на свой сайт

Подведём итог

Стало лучше
Стало хуже

Предыдущий материал 21.06.2016

Дом-музей писателя А.И.Герцена

Следующий материал 20.06.2016

"Живой дом" в Хлебном переулке

comments powered by HyperComments